Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов. Её можно назвать прародительницей всех струнных инструментов. Возможно это было так: натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, меньшей длины. Получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Со временем прибавлялись новые струны, но инструмент сохранял форму лука. Арфу любили в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. В Средние века арфа получила распространение в Европе. Арфу богато украшали золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.
Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. Конечно, сейчас арфа отличается от своих средневековых предков. При помощи семи педалей, укорачивающих струны на арфе, можно извлечь все звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвертой октавы.
Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы. Часто арфа солирует в балетах. Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром.
Звучит арфа