Методическое введение

Принципы  построения электронного приложения к школьным учебникам

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в  школе сформировались два  направления. Первое из них подразумевает использование компьютеров для изучения  основ информатики как науки об информационных процессах. Его основной целью является воспитание информационной культуры будущих членов нового информационного общества посредством формирования  умений работы на компьютере. Второе направление характеризуется  использованием компьютеров в качестве технического средства обучения   по программам учебных предметов.

 Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации), и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе  школьников и даже дошкольников.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в школе многообразны:

К психологическим особенностям учащихся основной школы  относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.
Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе  школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся. Однако процесс информатизации отечественной школы существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неготовностью подавляющего большинства учителей-предметников к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого методического и  программного обеспечения.
Таким образом, компьютерная поддержка  традиционного  образования позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить область способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Здесь велика роль и самого учителя, который должен самостоятельно планировать их применение на уроках и в индивидуальной деятельности школьников. Такой подход исключает жёсткие рекомендации относительно включения в урок  компонентов ЭП,  чтобы не лишить учителя творческого начала  профессиональной деятельности.  Учителю надо предложить новый инструментарий педагогической деятельности, а найти оптимальный способ его включения в процесс обучения – это задача самого учителя (в этом состоит принцип педагогической свободы).  Кроме того, обоснованные рекомендации применения компьютеров  могут быть сформулированы только на основе учёта особенностей школьного контингента и конкретного аппаратно-программного обеспечения. Поэтому считаем бессмысленным многочисленные публикации сценариев урока, поскольку, во-первых, копирование не приводит к хорошим результатам, а во-вторых, урок – это открытый динамичный процесс, а не пьеса, заранее написанная автором. «Урок нельзя сыграть по нотам», – сказал один учитель-новатор. (Однако это не исключает продуманного планирования как ориентировочной основы урока).
Итак, сформулируем основные педагогические принципы, положенные в основу разработки электронного приложения  (ЭП) к  школьному учебнику.

  1. В противовес существующем тенденциям, направляющим разработчиков учебных книг на «закачивание» в компьютер оцифрованных учебников и превращение компьютеров в примитивных электронных «читалок», мы придерживаемся иной позиции. Она выражается в том, что  необходимо сохранить книгу, но в ней разместить только учебную информацию, а всё методическое и дидактическое сопровождение разместить в компьютере. При этом  сопровождение должно быть максимально интерактивным, создающим большие возможности для самостоятельного освоения учебных теорий учащимися. Это принцип максимальной интерактивности учебника.
  2. Новый тип учебника  детерминирует существенное изменение роли учителя, превращая  учителя из транслятора учебной информации в организатора управлением учебного процесса. В этом состоит  принцип творческой роли учителя в компьютерном обучении.
  3. Независимо от формы и структуры построения учебника ЭП разрабатывается в соответствии со структурой Учебника нового поколения –  технологического учебника (ТУ)  (это принцип технологичности). Поэтому в него включены многие инновационные технологии  из ТУ. При этом в приложении демонстрируются как печатная, так и интерактивная версии.
  4. Все существующие учебники включают аппарат освоения предметного содержания, состоящий из заданий, нацеленных на практическое применение знаний, полученных при изучении соответствующего учебного текста.  ЭП к новому учебнику построено на основе  принципа ведущей роли теоретических знаний. Принцип предполагает формирование знаний, адекватных структуре изучаемой научной теории, а поскольку научным теориям свойственна системность, то и формируемые знания должны обладать этим качеством. Этот принцип реализуется двумя подходами: в соответствии с первым в ЭП включены упражнения, нацеленные на освоение только теоретических вопросов учебного курса; второй подход реализуется с помощью моделей системных знаний. В связи с  этим принципом ЭП должно включать такие технологии как «Знания в систему», «СЛС», «Слепая схема», а также многие технологии работы с учебным текстом. Таким образом, ЭП по своей семантической структуре должен представлять собой не конгломерат сопутствующих учебнику практических заданий, а систему, адекватную изучаемой научной теории.
  5. Принцип методической инверсии и итерации реализован в ЭП посредством многократной трансформации формы представления одного и того же смыслового фрагмента содержания (многочисленные приёмы работы с текстом). При этом особое внимание уделяется семантическому преобразованию сложных по форме дефиниций научных понятий, для чего привлекается также аппарат алгебры логики. Реализация этого принципа детерминирует избыточность дидактических  форм,  представляющих одни и те же содержательные смыслы.
  6. Принцип коммуникативности  реализуется посредством использования информации из глобальной компьютерной сети, а также интерактивных учебных и контролирующих  Интернет технологий.
  7. Принцип вариативности   формы ЭП состоит в том, что при сохранении содержательной и методической составляющих ЭП, которые могут быть инвариантны к инструментальному исполнению приложения, его программное обеспечение может варьироваться в зависимости от внешней формы учебника: полный учебник и диск, электронный учебник в сопровождении книгой, краткий учебник и планшетный компьютер (УЧКОМ), учебник – оцифрованная книга (модель Чубайса), учебник с Интернет поддержкой (это самый предпочтительный вариант для уже изданных учебников).
  8. Принцип обратной связи с профессиональным сообществом, для которого предназначен учебник как инструмент деятельности. Так как ЭП содержит в основном инновационные технологии обучения, то необходима консультативная работа авторов по разъяснению способов взаимодействия с компьютером, а также по самостоятельному созданию аналогичных материалов. Обратная связь организуется в основном дистанционно через сайты разработчиков ЭП.
  9. Принцип прозрачности навигации гипертекста состоит в требовании осознания пользователем того места в общей структуре электронного учебного курса, над которым он в данный момент работает. Необходимо также чёткое представление траектории «путешествия» по курсу. Однако многие гипертекстовые структуры не удовлетворяют этому требованию вследствие  запутанности траектории и многоходовой навигации (такой способ построения гипертекста можно назвать «гипертекстовым лабиринтом»). Это разрушает целостность структурного представления  учебного курса. Поэтому число переходов в гипертексте не должно превышать трёх-четырёх. В ЭП к новому учебнику использована другая схема визуального представления структуры учебного материала – навигационная карта.
  10. Принцип открытой системы – этот принцип открывает дорогу для творческого поиска каждого учителя в сфере инновационной компьютерной дидактики. В ЭП предусмотрен раздел, в который каждый учитель может дополнять предложенные материалы своими собственными разработками по представленной теме. Таким образом,  организуется коллективное творчество, в процессе которого может происходить обогащение арсенала инновационной компьютерной дидактики,  а учебник не навязывается учителю, а становится также инструментом индивидуальной творческой деятельности, приобретает персональные черты, а каждый творческий учитель становится соавтором разработчиков учебника. Несомненно, такой подход приведёт к постоянному совершенствованию профессионального мастерства каждого учителя, работающего с новым учебником.

 

На главную