Методическое введение

На предметном содержании информатики показано использование технологий инновационной компьютерной дидактики, созданных с помощью инструментальной оболочки – программы «Сила знаний». Оболочка размещена на сайте http://ya-znau, где и создаются учебные материалы, поэтому она исполняет роль конструктора технологий. Весь теоретический и практический материал размещён в авторской программе-оболочке «УЧКОМ» (учебник + компьютер») и выполнен в программной среде HTML с использованием объектно-ориентированного языка программирования Java Script.

Компьютерная программа «УЧКОМ» создавалась как электронное приложение к технологическому учебнику, особенность которого в том, что в нём основной объём отводится не изложению учебной теории, а технологиям и приёмам её активного освоения в процессе самостоятельной работы обучающихся. Впоследствии данная программа стала использоваться и для заполнения контентом учебно-методических комплексов по разным научным дисциплинам. Программа «УЧКОМ» является инструментальной оболочкой, поскольку допускает изменения названий кнопок и их количества, а также модификацию размещённого в ней контента. Кроме того программа, в отличие от существующих электронных приложений к учебникам, позволяет учителям, использующим в практике технологии компьютерного обучения, вносить свои модули в виде собственных разработок. Для этого необходимо получить соответствующие «ключи» у разработчиков программы. Достоинство программы в том, что она может импортироваться в различные операционные системы и работать с любым браузером. УЧКОМ предназначен как для работы с применением планшетных компьютеров, так и стационарных.

В блоках программы УЧКОМ использованы технологии, которые входят в структуру программы "Сила знаний", созданной в программной среде HTML. Ниже приведён перечень этих технологий, которые мы назвали учебными Интернет технологиями, поскольку они создаются в глобальной сети. При этом каждая из них нацелена на решение конкретной педагогической задачи. 1. Словарь знаний – закрепление знаний о терминах, правилах, определениях. Программа сообщает итоговый результат. 2. Кроссворд знаний – по своим функциям дополняет «Словарь знаний», но предусматривает оперативную проверку и возможность самостоятельного создания технологии учащимися по содержанию изученной темы. 3. Конструктор знаний – освоение знаковых систем (формул, символов), проработка теоретического материала.Методика использования программы варьируется. 4. Поле знаний – приём «учебная альтернатива» (ответ «Да» или «Нет»), выбор из двух альтернативных положений теории при факторизации её содержания. 5. Лабиринт знаний – используется ситуация выбора траектории движения при решении конкретной учебной задачи, например, выбрать по определенному признаку элементы изученной темы. 6. Формула знаний – осмысление основных положений изучаемой темы посредством их составления из отдельных элементов с использованием специальных знаков (логических формул) и логических связок. Допускается возможность проверки составленного правила (истинно или ложно). 7. Матрица знаний – интеграция в едином пространстве (игровом поле) основных теоретических положений изучаемой темы посредством выделения в теме восьми частей и четырёх общих признаков. 8. Фасетный тест знаний – освоение приёмов решения задач в соответствии с принципом «от простого к сложному», есть возможность оперативной проверки результата и повторного решения. Предусмотрены три группы сложности заданий. Технологии образуют комплект обучающих блоков, объединённых общим названием «Сила знаний». При этом в компьютерные учебно-методические комплексы может включаться не весь перечень технологий, в этом случае титульный кадр программы изменяется.

 

На главную