Интерфейс живого слова и технологий инновационной компьютерной дидактики

Следует отметить, что во всех компьютерных учебных материалах, где использованы тексты из произведений великих мастеров слова (писателей, поэтов, философов), живое слово незаменимо, хотя эти тексты и включены в программные файлы. Это создаёт условия для активного обсуждения как вечных тем, так и для их экстраполяции на ситуации современной действительности. Например, в технологии ИКД «Восхождение на Пик Свободы» представлен раздел «Свобода в поэзии», где приводятся несколько стихотворений А.С. Пушкина, по содержанию которых затем учащиеся самостоятельно выполняют интерактивные задания. Однако иллюстративную часть технологии желательно обсудить коллективно, включив выразительную декламацию. При этом некоторые произведения великого поэта могут послужить поводом для активного обсуждения проблем из жизни современного общества.

Задание. Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина, затем на следующей странице в выпадающем списке по отдельным словам определите эти произведения.

 

1. В стихотворении “К Чаадаеву” поэт говорит о внутренней свободе, без которой невозможна общественная свобода. Свобода связана с представлениями о чести и долге.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
2. В стихотворении «Деревня» с темой борьбы за свободу соединяется тема просвещения.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
3. Стихотворение "К морю" – это прощание и с реальным Черным морем и с морем как романтическим символом абсолютной свободы.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

4. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он восславил свободу.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
5. В послании к декабристам «Во глубине сибирских руд» Пушкин предсказывает время, когда настанет царство свободы.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
6. В стихотворении «Андрей Шенье» Пушкин пишет о гибели поэта, который даже перед смертью казнит самодержавных палачей и воспевает свободу.


Постой, постой, день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.

7. В поэме «Кавказский пленник» поэт пишет о внутренней свободе личности, которой лишены многие люди городов.

О чем жалеть?
Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов,
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.


Перейти к вопросам