«Немного лет тому назад там,
Где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Теперь один старик глухой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой и о том,
Как удручён своим венцом
Такой-то царь, в такой-то год
ВРУЧАЛ РОССИИ СВОЙ НАРОД.
С другой стороны, живое слово преподавателя может очеловечить любую компьютерную учебную разработку. Например, демонстрируя ин-терактивную презентацию о события Кавказских войн, о присоединении к России земель грузинских княжеств, учитель «живым словом» раскрывает самый значимый результат изложенных событий, о которых невозможно сказать более выразительно, чем сказано великим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым (поэма «Мцыри»):
Взаимодействие компьютера и слова учителя должно убедить учащихся в том, что «живое слово» обладает мощной преобразующей силой:
«Меня к добру и небесам
Ты возвратить могла бы СЛОВОМ.
Твоей любви святым покровом одетый,
Я предстал бы там как новый ангел в блеске новом»
(«Демон», М.Ю. Лермонтов).
Поэтому слово, сказанное с любовью, может быть панацеей от многих «педагогических бед». Например, один из наших авторов, психолог из Украины О.И. Бойченко, в статье об антинаркотической профилактике утверждает, что «главное лекарство от наркотиков – это любовь», имея в виду любовь родителей к своим детям.