Построение ЭОР по математике на основе геременевтического подхода
1. Самые общие ориентиры конструирования ЭОР, нацеленного на освоения научных понятий математики, предлагаются в философской герменевтике, развёрнутые теоретические построения концепции и богатый практический инструментарий – в сфере лингвистической герменевтики, ценные практические советы и рекомендации – в сфере педагогической герменевтики. При этом в центре внимания разработчиков ЭОР должна быть концепция понимания учебных текстов, представляющих изучаемые научные понятия.
2. Рассмотрение идей философской герменевтики, выявило следующие принципы, которым необходимо следовать в процессе разработки учебных материалов ЭОР, нацеленных на организацию процесса понимания: принцип контекстуального подхода, который ориентирует на понимание знаковых моделей и символов в определенном контексте; принцип разграничения смысла и значения; принцип диалектической связи понимания и структуры языковых конструкций; принцип диалогичности гуманитарного мышления; принцип диалектического взаимодействия целого и части; принцип единства психологической и грамматической интерпретаций.
К основным методам концепции понимания в философской герменевтике можно отнести: герменевтический круг, рассматриваемый как траектория движения процесса понимания; диалогический метод исследования текста; использование гипотез при движении по герменевтическому кругу; метод аналогий при переходе от части к целому; вопросно-ответный метод; разговорное понимание как основа герменевтической рефлексии.
- 3. При построении учебных материалов ЭОР в соответствии с требованиями лингвистической герменевтики следует учитывать, что учебный текст имеет содержание и может включать значения и иметь смыслы. Первичное понимание содержания рефлексивно и подразделяется на дискурсивную и интуитивную формы. При дискурсивной форме рефлексия имеет характер словесной высказанности, которая является интерпретацией. Она не тождественная пересказу текста, поскольку пересказ возможен и без понимания референтных функций содержащихся в тексте слов. В процессе рефлексии происходят процессы мыследеятельности, отражающие поэтапно переходы от опыта предметных представлений, к опыту действий с тестовым материалом, от него к сфере чистого мышления, оперирующего невербальными конструктами.Понимание текстов и специфика рефлексивных процессов зависят от сформированной у реципиента культуры владения языком (уровень языковой личности).
- 4. Под педагогической герменевтикой понимается практика и теория (искусство и наука) интерпретации и объяснения педагогических знаний, которые зафиксированы в текстах разного жанра. Целью педагогической герменевтики является развитие самосознания человека в процессе интерпретации и чтения культурных и научных текстов, гуманитаризация его миропонимания и мышления. В качестве объекта педагогической герменевтики, рассматриваемой как методология гуманитарного познания, выступает человек, включённый в социальные связи. В качестве предмета герменевтики выступает текст как механизм, который управляет процессом понимания, и как явление гуманитарной культуры.
- Педагогическая герменевтика ставит перед собой задачи: преодоление последствий идеологического подхода, сформировавшегося в советский период и проявляющегося в приверженности к догматическому знанию; нейтрализация издержек технократического подхода, и тенденций «форматизации и стереотипизации» мышления и обеднения духовной составляющей личности в эпоху глобальной информатизации общественной жизни; сохранение гуманного и гуманитарного потенциала культуры в целом и содержания образования на всех его уровнях; замена установки на «передачу готового знания» установкой на рефлексивное понимание содержания образования; преодоление утилитарного подхода к освоению научных теорий и культурного опыта, проявляющегося в стремлении опираться на смысловые трафареты, готовые мыслительные схемы; «спускаемые сверху» педагогические догмы без их критического осмысления; актуализация развивающего и мировоззренческого потенциала информации, представленной на разных носителях.
5. В связи с тем, что увеличение темпов «переработки» информации как показателя рационализации учебной деятельности с неизбежностью приводит к торможению развития гуманного сознания и гуманитарного мышления учащихся и студентов, в структуру ЭОР необходимо включать средства рефлексивного освоения учебных текстов с ориентацией на внутреннюю структуру понятий, связи между структурными единицами, а также между отдельными понятиями изучаемой темы и т.д. С этой целью необходимо опираться на метод герменевтического круга, обоснованный герменевтами-философами ещё в средние века.