Изучив текст, выполните упражнения

Астрономия

1. Введение

В.А. Иванов

АСТРОНОМИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Введение

Приступая к изучению астрономии, сначала необходимо составить правильное представление о месте астрономии в жизни человека и науке, заглянуть в истоки философии, развития общественной культуры и естествознания. Это поможет выяснить сущность культурно-исторического подхода к освоению этой науки. Астрономия всегда относилась к естественным наукам, которые основываются на познании окружающего нас мира и природных явлений. Так как астрономия – естественная наука, то и развитие её тесно связано с достижениями в других областях естествознания. С тех пор, как люди стали объединяться в группы, т.е. создавалось человеческое общество, появилось множество проблем и вопросов, связанных с окружающим миром и природными явлениями, которые, так или иначе, влияли на жизнь человека. Вплоть до XIX века астрономия была ограничена рамками познаний лишь в пределах Солнечной системы, объекты, находившиеся за её пределами и тем более за пределами нашей Галактики, были недосягаемы для изучения, а представления о них формировались лишь как умозаключения. И только к началу XXI века астрономия стала изучать объекты, удалённые на огромные расстояния от нашей Солнечной системы и Галактики, их строение и стадии развития, пространственные и временные границы. Можно сказать, до19-го века – изучение Солнечной системы, 20-й век – за её пределами. Историческое развитие астрономии заключается в том, что она формировалась как наука вместе с изменяющейся общественной жизнью и культурой. В каждой народности были свои культура, мифы и обычаи, свои первооткрыватели, которые вносили свой вклад, делая открытия и давая объяснения тем или иным событиям, связанным с проявлениями природы и окружающего мира. Понятие культуры можно разделить на две формы: духовная и материальная. Причём одна не может быть без другой, так как достижение материальной, не может происходить без духовной. При научном открытии, написании книги или создании учебного материала необходимо задействовать обе формы. Так, когда духовная культура общества достигает определённого уровня, то появляется потребность удовлетворения и новых материальных потребностей человека, в получении новых знаний об окружающей природе и её явлениях. Понять эту особенность развития культуры и науки можно лишь в рамках культурно – исторического подхода. Сущность культурно – исторического подхода заключается в рассмотрении развития общества в разные эпохи его существования, особенностей формирования его духовно-материальной культуры и, конечно же, религиозных убеждений. Сложно сказать, когда именно началось изучение и использование астрономических знаний в обществе, но есть вероятность, что это произошло ещё с каменного века (палеолита). К сожалению, этому нет прямых доказательств и каких – либо записей, но считается, что уже тогда человек знал направления север – юг и мог ориентироваться по небесным светилам. В дальнейшем, когда стало развиваться сельское хозяйство и земледелие, это стало требовать длительных периодов ожи-дания на одном месте, тогда мелкие и временные поселения стали обрастать городами с развитыми инфраструктурами. В связи с этим возникшая новая потребность знаний привела к образованию математики и астрономии. Например, так как необходимо было знать точное время для посева и сбора урожая, люди ориентировались по звёздам и лунным фазам, тогда и был создан календарь. Для его создания требовались долгие наблюдения за движением светил. Также для учёта ведения хозяйства была создана счётная система, придуманы элементы геометрии. Первоначально астрономические сведения были получены религиозными деятелями, например, шаманы и жрецы доносили правителям и народу сведения об изменениях в природе, солнечных и лунных затмениях, трактуя конфигурации в положении и движениях светил, как волеизъявление богов. При этом служители религии, как правило, использовали знания астрономических явлений как средства влияния на общественное мнение и на общество в целом. Но при этом они были одними из первых наблюдателей астрономических явлений. Приведём некоторые сведения о развитии астрономии как науки, следуя ис-торической периодизации в эволюции культуры человеческого общества.





Презентацию подготовили д.п.н., проф. А.И. Архипова, аспирант КубГУ В.А. Иванов








(


2. Эпоха неолита (каменный век)
Ключевые слова
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
3. Эпоха Античности (Культурное развитие Древней Греции)
Ключевые слова
Самопроверка
родолжая мысль
4. Эпоха средневековья. Развитие исламской культуры
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
5. Эпоха Возрождения (Возрождение науки и культуры в Европе)
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
6. Эпоха просвещения (Появление телескопа)
Тезисы
Причины и следствия
7. Заключениее
1.Великие астрономы
2.Великие астрономы