Изучив текст, выполните упражнения

Астрономи

1. Введение
Ключевые слова

Эпоха Античности (Культурное развитие Древней Греции)


В эпоху античности происходило активное развитие европейской культуры, большая часть которой пришла из высоко развитых к тому времени Вавилонии, Египта и Ближнего Востока. Знания и опыт пришедшие с завоевателями и торговцами, способствовали появлению большого числа мыслителей древней Греции, совершивших существенные прорывы в философии того времени. К VI в. развитие культуры и науки в Европе способствовали созданию философских школ. Так, известный древнегреческий философ и математик Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.) (рисунок 5) основал религиозно-философскую школу пифагорейцев. Он связывал сущность мира с соотношениями между числами [1]. Пифагор считал, что Земля шарообразна и находится в центре, а Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг неё.

Рисунок 5 Пифагор

Известный философ Платон (427 – 347 гг. до н.э.) (рисунок 6) основал свою философскую школу (рисунок 7) в 380-х годах до н.э., которую назвал в честь мифического героя Академа – «Академия». Над входом в его школу была надпись: «Пусть никто не войдёт сюда, не знающий геометрию». В Академии изучали: философию, астрономию, математику и естествознание. Он учил, что астрономию нужно изучать, как математику, используя теоремы, а не глядя на небо. Он писал, что светила являются божественными сущностями с телом и душой, их тело состоит из огня, чтобы они выглядели самыми яркими и прекрасными (сочинение «Тимей»). Таким образом, несмотря на развитие культуры и философии, а также успехи в искусстве, уровень знаний о природе был очень низок. …«Мир не только сфера, — говорил Платон. — Но сфера эта совершенна» [3].

Рисунок 6 Платон

Для древних философов одним из первых подходов к науке о природе был метафизический. По религиозным представлениям природа и всё вокруг «создано богом» и управляется «божественной рукой» [1].

Рисунок 7 Школа Платона

1

Рисунок 8 Платон и Аристотель

Но в дальнейшем, в эпоху античности, представление стало меняться. Философы стали искать более естественное объяснение многим явлениям. И одним из тех, кому удалось продвинуться дальше всех, был очень влиятельный философ, ученик Платона (Рисунок 8) и учитель Александра Македонского – Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Он был лучшим учеником Платона, но значительно опередил учителя во взглядах на явления окружающего мира, пытаясь объяснить их не с позиции геометрии, а вникнуть в их физическую сущность. Он пытался дать объяснения многим явлениям, и показать, что всё происходящее – это естественные процессы, которые происходят сами по себе, а не регулируются богами. Аристотель объединил учёных, создав на месте школы, где учил Сократ, свою философскую школу Лицеум, где проводил свои учения. Аристотель видел систему мира Геоцентрической (Рисунок 9), он считал, что Земля находится неподвижно в центре, а Луна, Солнце и планеты привязаны к хрустальной сфере и вращаются вокруг неё.

Рисунок 9 Система мира Аристотеля

К его мнению склонялись почти все учёные на протяжении эллинистического периода, хотя и были и те, кто высказывал иную теорию, например, Гераклид Понтийский (387–312 гг. до н. э.). Он считал суточное вращение небосвода вращением Земли. Он так же считал, что Венера и Меркурий вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца, а оно вращается вокруг Земли (Рисунок 10).

Рисунок 10 Система мира Гераклида

Завоёванные Александром Македонским (356–323 гг. до н.э.) (Рисунок 11) земли образуют единую империю, и приходит развитие античной культуры. В Александрии, которую он делает культурным центром, строятся библиотеки, самая огромная «Царская» насчитывала более 700 000 манускриптов. По образу Академии Платона и Лицеума Аристотеля, в Александрии создаётся «Музей», он представляет собой прообраз Академии Наук. В ней содержались учёные, у которых было всё необходимое для проведения опытов. Для ведения научной деятельности там были построены лаборатории, обсерватория, ботанический сад. Такое научное заведение внесло огромный вклад в дальнейшее культурное и научное развитие Западной Европы. Но после его смерти, земли делится на большое количество государств, в которые входит Македония, Египет и т.д. Но даже после распада, эти земли связывала торговля, общий язык и культура. Появившаяся возможность делиться культурными ценностями дала возможность греческим учёным получать знания от вавилонских жрецов в области наблюдения небесных явлений.

Рисунок 11 Александр Македонский

Аристарх Самосский (310–230 гг. до н.э.) (Рисунок 12) внёс огромный вклад в науку, он первый, кто задался вопросом о размерах и расстоянии до Луны и Солнца. Поставив перед собой сложные задачи, он сам пытался их разрешить. К тому времени уже было представление о том, что Луна вращается вокруг Земли, во время затмений Луна заходит в тень Земли. Аристарх в доказательство своих теорий пользовался геометрическими теоремами, а условие теорем называл гипотезами. В своих трудах он писал, что Солнце и звёзды неподвижны и Земля вращается вокруг центра, в котором находится неподвижное Солнце. Позднее Архимед (287– 212 гг. до н. э.) указывает на то, что расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между неподвижными звёздами. Расстояние между Землёй и Солнцем, полученное Аристархом признавалось единственно верным в научном мире до XVIII в. Он был первым, кто предложил миру гелиоцентрическую систему мира (Рисунок 13) [1].

Рисунок 12 Аристарх Самосский

Учёные философы проводили регулярные длительные наблюдения небес-ных объектов, определяя их положение и движение на небе. Затем, на основе полученных результатов, они стали составлять каталоги этих объектов и атласы звездного неба, внося туда траектории движения Солнца, Луны и планет, что позволило строить их будущие эфемериды на долгий период. Это помогало развитию навигации (В XX–XXI вв. сюда добавилась навигация космических аппа-ратов). Так, древнегреческим учёным К.Птолемеем (100–170 гг. н.э.) (Рисунок 14), была составлена своя система мира, которая являлась геоцентрической. Основа этой системы мира заключалась в том, что в центре мира находится круглая, но неподвижная Земля, а Солнце, планеты и другие светила вращаются вокруг неё. Он создавал свои теории по движению планет, он использовал геометрические уравнения, чтобы дать им объяснения, он использовал геометрические уравнения, описывающие проблему неточного движения по эклиптике и петли, которые они выписывали, двигаясь от востока на запад и обратно.

Рисунок 13 Система мира Аристарха

В первой книге Птолемей приводит ключевые положения, на которых строится его система:
Небосвод представляет собой вращающуюся сферу.
Земля является шаром, помещенным в центре мира.
Земля может считаться точкой по сравнению с расстоянием до сферы неподвижных звезд.
Земля неподвижна. [3]

Рисунок 14 Птолемей и его Система Мира

Эллинистический период отмечен большими достижениями в области математической кинематики движения небесных светил. Эти знания в III–IV вв. передавались государствам с другой культурой, в особенности странам Востока, с которыми Римская Империя вела торговые отношения. Но, к сожалению, сама Римская Империя с III в. терпит упадок культуры, связано это с разложением государственного строя и появлением религиозных фанатиков, которые не признают «языческую» культуру и науку. В V–VII вв. происходит распад позднеантичного общества, и городскую культуру сменяет сельскохозяйственная культура.

2. Эпоха неолита (каменный век)
Ключевые слова
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
3. Эпоха Античности (Культурное развитие Древней Греции)
Ключевые слова
Самопроверка
родолжая мысль
4. Эпоха средневековья. Развитие исламской культуры
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
5. Эпоха Возрождения (Возрождение науки и культуры в Европе)
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
6. Эпоха просвещения (Появление телескопа)
Тезисы
Причины и следствия
7. Заключениее
1.Великие астрономы
2.Великие астрономы