Ключевые слова |
6. Эпоха просвещения (Появление телескопа)
Развитие промышленности в Англии стимулировало технологические исследова-ния, что привело к появлению философии эмпиризма. Одним из её основателей был монах, философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1212–1292 гг.) (рису-нок 30). Он был основоположником опытной науки, которая строилась на экспериментах. В XVI–XVII веках общество достигает высокого уровня развития в духовной культуре. И благодаря хорошо развитым к тому времени исследованиям на основе эмпиризма, возникает физика как самостоятельная отрасль науки. Появление физики во многом обязано научным познаниям в астрономии и математике. Она возникает как отдельная наука, изучающая природу, благодаря чему имеет тесную связь и общие цели с астрономией, но, в отличие от физики, в астрономии возникают трудности с изучением астрономических явлений. Нет возможности поставить эксперимент над небесным телом, как нет возможности воспроизвести эксперимент в лабораторных условиях. Это связано с масштабами космоса и размерами его объектов.
Рисунок 30. Памятник Роджеру Бэкону
На ранних стадиях астрономия занималась изучением механики движения небесных тел. Законы механики, применяемые в астрономии, были законами Галилео Галилея, который описывал движение объектов в Солнечной системе и первый направил телескоп в небо, сделав много открытий. В XVIII–XIX веках в сферах культуры и науки совершалось много новых открытий, в том числе, и в астрономии. Знаменитый физик И. Ньютон (1642–1727 г.г.) (рисунок 31), продолжил изучение законов механики. Он открыл закон движения объектов под действием силы тяготения, (закон всемирного тяготения), рассчитал скорость, которую нужно развить, чтобы преодолеть притяжение Земли и покинуть её. На основе этого закона известный астроном Э. Галлей приходит к выводу, что ряд ранее наблюдавшихся комет, по существу, являются одной кометой, которая обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой орбите.
Рисунок 31. Исаак Ньютон
Роль научного предвидения исключительно важна как в естествознании, так и в педагогике. По этому поводу выдающийся советский педагог Сухомлинский В.А. писал: «Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство. Нужно научно предвидеть – в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий» [4].
До XIX в. наука о Вселенной была основана на законах механики, и картина мира представляла собой идеальные часы, где все объекты вращались с идеальной точностью, как часовой механизм. А заводились и выставлялись эти часы «Божьей рукой». Создатели этой теории не имели представления о начале про-цесса появления «Вселенских часов», тем самым не рассматривая идею об эволюции Вселенной. Таким образом, не только в древние времена, но и в средневековье и в век промышленной и научной революции, многие явления связывали с присутствием Божественного проявления.
В XIX в. с развитием промышленности, появилась и машинная отрасль. Для движения машины была использована тепловая энергия. Это помогло развиться в физике такой области, как термодинамика. Новая область физики продемонстрировала недостаточность законов только механики в описании общей картины мира. Возник вопрос об эволюции Вселенной, энергии Солнца и других звёзд. «…Едва ли не основным результатом многолетних исследований астрономических объектов является утверждение о том, что все они эволюционируют» [5]. Представления о Вселенной стали меняться благодаря революционным подходам и методам в астрономии. Изготовление новых больших телескопов, точных приборов, использование спектрального анализа позволили изучить природу, химический состав и даже температуру Солнца и других звёзд. Появившаяся фотосъёмка в астрономии помогла увидеть объекты или детали, которые человеческий глаз в силу своей природы не мог увидеть самостоятельно в телескоп.
Рисунок 32. Альберт Эйнштейн
В XX в. в науке происходят выдающиеся научные открытия. Так Альберт Эйнштейн (1879–1955 гг.) (рисунок 32), создаёт новые прорывные законы в физике и астрономии. В 1905 г. он создаёт знаменитую «Специальную теорию относительности». Этой теорией он внёс огромный вклад в законы механики, добавив в них пространственно-временные масштабы, дополнив классическую механику релятивистскими эффектами. Благодаря этой теории был открыт главный закон взаимосвязи массы и энергии: Е = mc2. Затем была разработана «Общая теория относительности», в которой были описаны очень сложные на тот период процес-сы и законы, которые были обоснованы лишь теоретически, а подтвердить их на практике в то время было невозможно. Но с развитием астрономии и космонавтики выводы теории Эйнштейна стали подтверждаться. В 1964 г. И. Шапиро под-твердил на практике гравитационную задержку сигнала, которую в дальнейшем благодаря точным измерительным приборам подтвердили и другие учёные. Так, на основе квантовой механики и теории относительности, были пересмотрены многие положения классической науки, а в астрономии стали рассматривать как волновые, так и квантовые эффекты, что привело к большому количеству открытий.
«Возраст науки – младенец сравнительно с возрастом человечества, а возраст человечества – ребёнок в сравнении с возрастом органической жизни на Земле» [3]. Несмотря на то, что достижения сегодняшней науки ушли ещё дальше, нам всё ещё есть к чему стремиться.
|