Изучив текст, выполните упражнения

Астрономия

1. Введение
Ключевые слова

Эпоха Неолита (Каменный век)

Уже в 8 – 7 тысячелетиях до н.э. существовали календари, выбитые на камне (рисунок 1), они содержали метки, соответствующие месяцам, а также указывали даты солнцестояний. А материалом для письма в Шумере и Вавилоне служили глиняные таблички, на которые наносились специальные значки, а затем таблички обжигались.

Рисунок 1.Глиняные таблички с астрономическими сведениями

Рисунок 1. Глиняные таблички с астрономическими сведениями

В процессе неолитической революции появилась письменность, которая была необходима для передачи и хранения информации. Вначале письменность была в виде рисунков и символов, передающих смысл, а впоследствии, появилась алфавитная письменность. Это один из важных факторов, который ускорил развитие культуры. Несмотря на то, что знание древних египтян о небесных светилах отставало от вавилонских, в процедуре счёта времени жрецы Египта ушли вперёд. С развитием земледелия создаётся календарь (рисунок 2), в котором год состоит из 12 месяцев, а месяц из 30 дней с добавочными пятью днями. Впоследствии этот календарь был положен в основу юлианского календаря, созданного в эпоху Древнего Рима. Египтяне установили продолжительность года и создали систему летоисчисления. Они могли предсказывать разлив Нила и фиксировать первое весеннее появление самой яркой звезды земного неба – Сириуса, которое открывало новый календарный год.

Рисунок 2 Календарь Древнего Египта

В 3 – 2 тысячелетиях до н.э. Древний Египет и Вавилония достигли примерно одинакового уровня развития культуры. При этом, ведя торговлю со многими государствами, распространили свою культуру на запад – в Европу и на восток, в центральную Азию и Индию.Но развитие культуры Европы после неолитической революции шло медленнее, чем на Ближнем Востоке. Достижения Европы в 4 – 3 тысячелетиях ограничивались памятниками материальной культуры. Одним из самых известных древних сооружений Европы является Стоунхендж (рисунок 3), который являлся культурным сооружением для поклонения Солнцу и Луне. Его строительство началось ещё в 3-м тысячелетии до н.э., а завершено строительство в 2000 – 1500 гг. до н.э. Это загадочное сооружение первоначально являлось Храмом Луны, ориентация входа показывала восход Луны в её самом верхнем положении. В дальнейшем направление входа было изменено на 9°, что показывало точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Это говорит об изменении приоритета в пользу почитания Солнца [1].

Рисунок 3. Стоунхендж

Уникальное расположение камней, выстроенных в кольцевидной форме, углы которого обозначены позиционными камнями. Эти углы выполняют двойную функцию, узкие стороны – указывают направление на точку восхода Солнца в день весеннего равноденствия, а длинные – показывают крайние точки захода Луны. Такой прямоугольник возможен лишь на широте Стоунхенджа и его существование указывает на длительные наблюдения Луны и Солнца перед выбором места перед его постройкой. В Китае, древнейшем государстве Азии, уже в 3-ем тысячелетии до н. э. существовала письменность в виде иероглифов, а в религии главным предком царя и всех людей считалось Небо. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Китае начинаются регулярные наблюдения небесных явлений на специальных площадках (обсерваториях), при этом полученные результаты записывались. Сначала использовался Лунный календарь, а затем Солнечный. Центром Вселенной (вершиной) считался Полюс Мира, к которому император «был приближен». Небо разбивалось на 28 участков, созвездий (рисунок 4), а 12 из них составляли аналог Зодиака. По положению Солнца в созвездиях определялась смена сезонов. Более точные наблюдения небесных светил начались лишь с середины первого тысячелетия до н. э. [1].

Рисунок 4. Созвездия



2. Эпоха неолита (каменный век)
Ключевые слова
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
3. Эпоха Античности (Культурное развитие Древней Греции)
Ключевые слова
Самопроверка
родолжая мысль
4. Эпоха средневековья. Развитие исламской культуры
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
5. Эпоха Возрождения (Возрождение науки и культуры в Европе)
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
6. Эпоха просвещения (Появление телескопа)
Тезисы
Причины и следствия
7. Заключениее
1.Великие астрономы
2.Великие астрономы