Изучив текст, выполните упражнения

Эпоха Средневековья

1. Введение
Ключевые слова

Эпоха средневековья (Развитие исламской культуры)

В это время в странах ближнего востока зарождалась новая культура. В начале VII в. арабские племена стали объединяться в один большой город, что привело к появлению новой религии – ислама. За небольшой отрезок времени ислам стал единой религией арабов. Главным священным город стала Мекка, в которой находилась главная святыня – «Камень Кааба» (рисунок 15) – большой метеорит. Религия ислама включала в себя элементы православной и иудейской религий, а также старой арабской культуры. В VII веке ислам распространяется на очень обширные территории.

Рисунок 15 Камень Кааба

Несмотря на то, что сторонники ислама считали, что во всём воля Аллаха, возникает новая культура. Это не только не разрушает имевшиеся знания в науках математики и астрономии, но наоборот, очень способствует их развитию. Это было связано со спецификой религии, которая нуждалась в изучении движения небесных объектов, а с другой стороны, развитие торговли вынуждало совершать огромные переходы по суше и по морю. Арабы пользовались знаниями других стран, несмотря на различие вероисповедания, они привлекали для изучения наук специалистов из других государств. В свою очередь, приглашённые учёные тоже перенимали от арабов новые знания и привозили их в Европу. Арабским государством управляли халифы, это были ближайшие родственники Мухаммеда (571– 632 гг. н.э.), родоначальника этой религии. В халифат входило огромное количество неарабского населения, но общегосударственный язык при-вёл к возникновению арабо-мусульманской культуры, в которой сохранилось очень много от эллинистического мира.

Рисунок 16 Дом Мудрости

В странах халифата большое значение придавалось образованию, которое в большей степени было религиозным. Создавались школы и университеты, где в IX–X в. стали изучаться светские науки, такие как математика, астрономия, медицина и литература. В халифате к концу VIII в. уже производилась бумага для письма. Правители халифата были образованными людьми, и они способствовали развитию науки и образования для поддержания и развития культуры в обществе. Астрономия и медицина были приоритетными науками. В начале IX в. Аль – Мамун создал в Багдаде «Дом Мудрости» (рисунок16), в котором находилась огромная библиотека (рисунок 17) и обсерватория. Он был похож на созданный в Александрии «Музей», который также является прообразом «Академии Наук». Там учёные разных национальностей и конфессий занимались изучением древних сочинений – философии, астрономии, медицины, а также занимались переводом литературы на арабский язык. В библиотеке «Дома Мудрости» был собран ряд греческих рукописей, включая трактаты Птолемея, переданные византийским императором по мирному договору.

Рисунок 17 Библиотека Дома Мудрости

Интерес исламских учёных к астрономии был вызван потребностью как практической, так и духовной. Летоисчисление у мусульман ведется по лунному календарю и за начальную дату взят 622 год – «год хиджры». Для создания и ведения календаря, необходима огромная практика наблюдения за лунными фазами, которые должны были изучать астрономы.

Рисунок 18 Астролябия

Другая важная цель астрономии, как уже отмечалось, была необходимость навигации на суше и в море. Ведение торговли создавало необходимость точного определения положения небесных объектов и создания географических карт. Потребности религиозного характера в совершении намаза в направлении к Мекке, требовали точного определения сторон света, а пост рамадан требовал уточнения времени появления первого серпа Луны (новолуния) в западной части неба. Поэтому возникла задача определения азимутов (север – юг), уточнения времени восхода Луны и восхода-захода Солнца. Для этого потребовался переход от эклиптической системы координат к горизонтальной. Для решения сферических треугольников в IX–X веках исламскими математиками и астрономами был создан математический аппарат – сферическая тригонометрия, а также инструмент, моделирующий преобразование координат – астролябия (рисунок 18). Современной усовершенствованной астролябией является подвижная карта неба (рисунок19).

Рисунок 19 Подвижная карта неба

Классик персидской литературы Омар Хайям (1048 – 1122 гг. н.э.), автор знаменитых четверостиший – рубаи, был астрономом. По его предложению был введён на Востоке один из самых точных календарей с високосными годами. Ошибка календаря была ничтожно малой – сутки за 4 500 лет.

Рисунок 20 Улугбек

В многолетнем, (в течение семи веков), и плодотворном развитии астрономии в странах ислама в XV веке произошёл ещё один взлёт – на этот раз в государстве, созданном Тимуром и охватившем большую часть Юго-Западной Азии. Столицей этого государства являлся один из важных центров Востока – Самарканд, в котором было построено много выдающихся сооружений. Улугбек (1394–1449 г. г. н. э.), внук Тимура (рисунок 20), в 15 лет стал правителем Самарканда и прилегавших областей. При нём были сооружены грандиозные здания учебных заведений (Медресе) (Рисунок 21)[1].

Рисунок 21 Медресе

Он с раннего детства пользовался огромной библиотекой своего деда для самообразования и был просвещённым правителем. В построенных в 1420 г. зданиях Медресе он основал университет, для преподавания в который были приглашены известные учёные, в том числе астрономы. Через несколько лет, недалеко от Самарканда была создана большая обсерватория «Дворец наук», главным инструментом которой был огромный квадрант (по некоторым сведениям секстант). Часть его находилась в траншее, высеченной в скале (рисунок 22), а другая часть снаружи (рисунок 23).

Рисунок 22 Квадрант

Наземная часть дуги возвышалась над поверхностью земли приблизительно на двадцать метров, а глубина траншеи, в которой расположена сохранившаяся до нашего времени часть дуги (от 57° до 80°), равна одиннадцати метрам. Квадрант размещался в плоскости меридиана и использовался для наблюдений кульминации и измерении угловых расстояний Солнца, Луны, планет, и опорных звёзд. Точность наблюдений доходила до 1? [1]. После восьми лет наблюдений Улугбек составил каталог из более 1000 звёзд, 700 попали в него впервые [2].

Рисунок 23 Квадрант

2. Эпоха неолита (каменный век)
Ключевые слова
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
3. Эпоха Античности (Культурное развитие Древней Греции)
Ключевые слова
Самопроверка
родолжая мысль
4. Эпоха средневековья. Развитие исламской культуры
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
5. Эпоха Возрождения (Возрождение науки и культуры в Европе)
Ключевые слова
Самопроверка
Продолжая мысль
Тезисы
Причины и следствия
6. Эпоха просвещения (Появление телескопа)
Тезисы
Причины и следствия
7. Заключениее
1.Великие астрономы
2.Великие астрономы